Условия и параметры

Для достижения положительных результатов, при выполнении фотографических работ профессиональный фотограф должен совершить всего два действия: определить условия и установить необходимые параметры фотосъемки. Для этого имеет смысл рассмотреть и попробовать использовать на практике все изложенное в нижеследующих разделах.

Раздел 1. Условия фотосъемки.

Темы этого раздела посвящены рассмотрению проблем и вопросов не произвольно возникающих у каждого фотографа оказавшегося в ситуации растерянности. Из-за световых условий окружающей среды, в которых необходимо произвести фотосъемку часто возникает неопределенность в действиях или не соответствие с творческим замыслом требующих умения приспособиться к условиям фотосъемки или их организации.

Тема 1: Фотосъемка в естественных условиях.

Тема методического раздела подразумевает знакомство и изучение организационных мероприятий необходимых для осуществления фотографического процесса, в естественных условиях, когда нет возможности повлиять на погоду и окружающую среду, но есть возможность приспособиться к существующим условиям. Положение солнца над горизонтом создает картину с разной длиной теней, поэтому существует поверье, что пейзажисты предпочитают ранние часы для проведения фотосъемки, это не совсем так. На севере солнце летом почти всегда находится не высоко, а зимой бывает, что его просто не бывает и это значит, что фотограф находится в зависимости от географического положения точки съемки. Направление света относительно оптической оси изменяется приблизительно на 15° за час и ставит момент фотографирования в зависимость от времени суток. Возникающие при этом изменения в соотношении площадей между светом и тенью влияют на соотношения яркостей и создают различного рода контрасты. Состояние небосвода ясное, облачное или пасмурное влияет на изменение жесткости светотеневого рисунка, заставляя фотографа задуматься о погодных условиях необходимых для реализации своих творческих планов. Предварительное и грамотное планирование погодных условий и времени проведения фотосъемки сводят к минимуму все моральные и материальные затраты. Для этого необходимо уметь определять условия фотосъемки, которые при любой погоде, в любое время могут характеризоваться направлением света, его жесткостью и контрастностью. Выбор и установка параметров фотосъемки, которые всегда попадают в зависимость от условий, будет заключаться в установке общей (ISO) и спектральной (WB) чувствительностей, а так же количества света регулируемое диафрагмой (А) и времени его воздействия, регулируемое выдержкой (Т) окажет влияние на тональность изображения и его оптическую плотность. Изменение числовых значений параметров фотосъемки может повлиять, как на резкость изображения в целом, так и на глубину резко изображаемого пространства. Кроме того знание технических возможностей используемой фотоаппаратуры и оптики предоставляет автору некоторую творческую свободу действий в выборе параметров фотосъемки всегда попадающих в зависимость от погоды, характеристики и направления света, при которых проводится работа. Выбор и установка объектива стандартного, широкоугольного или телевика, позволяет изменять воспроизведение перспективы и масштабных соотношений, которые в свою очередь приводят к изменению соотношений яркостных. Работа в различных жанрах предполагает некоторые различие в поведении фотографа. Выбрав, какой-то сюжет и фотографируя пейзаж очень часто нельзя изменить направление съемки и погоду, можно только предположив желаемый результат дождаться благоприятных условий. В репортажной фотосъемке, где событийность имеет первостепенное значение, фотограф, используя существующие условия должен уметь приспособиться. При фотосъемке портретной или предметной фотограф может искусственно создать необходимые условия, используя свои знания, опыт который не заменят никакие знания и дополнительные принадлежности. Выбор точки съемки и ракурса при определенном фокусном расстоянии объектива, в конкретных условиях с соответствующими параметрами фотосъемки, окажут влияние на графичность изображения его тональность, воспроизведение перспективы и пространства. Формирование иллюзии фронтальной, объемной или пространственной композиций с определенной динамикой кадра, графичностью и тональностью изображения оказывает сильное воздействие на психологию восприятия, создавая необычность авторского представления и обращая внимание зрителя на декоративность, событийность или образность создаваемого произведения.

Вывод: при естественных условиях можно воспроизвести любой сюжет, в любом жанре, имея четкое представление о желаемом результате и технических мероприятиях необходимых для выполнения работы, включая специальные приемы фотосъемки. Так или иначе, при решении любой творческой задачи на высоком техническом уровне для воспроизводимого сюжета главное не правильность определения, а определенность в определении условий фотосъемки и установке необходимых параметров.

Тема 2: Фотосъемка в павильоне.

Эта тема посвящена особенностям павильонной фотосъемки, где фотограф в полной мере, имеет возможность для формирования любых декоративно-художественных образов, используя современное оборудование и создавая идеальные условия для проведения фотографических работ. Современный фотографический павильон, приводящий в ужас многих начинающих фотографов, с обилием различного оборудования и их непонятным назначением позволяет получать изображения на любой вкус. Опытные фотографы иногда называют условия работы в студии тепличными или рафинированными, за полностью контролируемый процесс и прогнозируемый результат. Неудачи, возникающие, в павильоне зависят только от незнания и неумения. Рисование светом это самое главное, что должен уметь делать фотограф в этом и заключается его отличие от остальных людей с фотоаппаратом в руках, для которых любой фонарь имеет два положения «ВКЛ.» и «ВЫКЛ.». Любое светописное изображение можно охарактеризовать жесткостью светотеневого рисунка, контрастностью и тональностью. Источники света с различными насадками, на разных расстояниях создают световые потоки, изменение которых приводит к изменению характеристик светотеневого рисунка влияющих на психологию восприятия и придающие изображению своеобразность авторского воспроизведения. Функциональность источников света определяется направлением светового потока относительно оптической оси и имеет соответствующее название:

- Рисующий свет устанавливается с любой стороны, на любой высоте, под любым углом. Главной задачей рисующего света является создание светотеневого рисунка. Использование различных рефлекторов, софт боксов, зонтов и других насадок влияет на изменение жесткости светотеневого рисунка, характеризующегося четкостью границ между светом и тенью. Использование разновидностей рисующего света предоставляет возможность изменения графичности изображения, воспроизведения объемности композиции, способствует выявлению различных фактур. Световой поток создает управляемую световую контрастность и при грамотном выборе расположения осветительного прибора изменяет цветовые и масштабные соотношения.

- Заполняющий свет располагается фронтально, приближенно к оптической оси. Главной задачей заполняющего света является подсветка теней и управление контрастностью сюжета. Отдельно используемый световой поток предназначен для воспроизведения цвета во фронтальной композиции. Грамотное сочетание рисующего и заполняющего светов влияют на реалистичность воспроизведения любого изображаемого сюжета.

- Контровой свет устанавливается напротив фотографа с любой стороны, на любой высоте, под любым углом. В построении пространственной композиции благотворно влияет на тональную перспективу, во фронтальной композиции подчеркивает контур, и в этом случае второе название светового потока «контурный». При фотосъемке меховых изделий демонстрирует длину ворса, в остальных случаях может влиять на изменение контрастности между темной прической и светлым лицом.

- Фоновой свет, направлен на фон изображаемого сюжета и выявляя силуэт, подчеркивает форму. Контрастность всего изображения зависит от яркостных сочетаний сюжета и окружающего пространства или фона. Другими словами, фотографируя сюжет с низкой контрастностью и используя фоновой свет можно получить нормальную контрастность всего изображения.

Вывод: фотограф, работая в студии используя различные направления световых потоков, различные световые насадки, придумывает и создает различные световые схемы, именуя их для рационального использования в дальнейшей творческой работе. Принято считать, что самый хороший световой рисунок это «естественный», для получения положительных результатов при фотосъемке любого сюжета необходимо лишь научиться определять и создавать необходимые условия. Работа в павильоне дает фотографу возможность воспроизведения любых иллюзий, необходима лишь фантазия и опыт, приобретенные у природы, требующей в свою очередь «умения видеть», чувства и эмоции которые необходимо постоянно развивать.

Тема 3: Фотосъемка в интерьере.

В этой теме рассматриваются вопросы, возникающие при проведении фотосъемки в сложных смешанных условиях освещения. В интерьере фотограф может столкнуться сразу с множеством различных по своим свойствам и характеристикам источников света. Интерьер это помещение, с его внутренним убранством включая картины на стене, диваны, тумбочки, столы и стулья. Любая интерьерная фотосъемки в первую очередь подразумевает воспроизведение пространства имеющего, по крайней мере, три плоскости. Изображение портрета в интерьере не означает фотосъемку человека на фоне стены или окна. Изображение такой картины должно быть, наполнено воздухом с ощущением пространства, даже если это портрет со свечей. Организация кадра при интерьерной фотосъемке требует соблюдения правил пространственного построения композиции и сосредоточенности на мелочах «хорошую фотографию от посредственной отличают миллиметры». Мелкие детали, за которыми фотограф во время фотосъемки не уследил, могут сыграть с ним злую шутку и примером такого не внимания может быть люстра украшающая прическу на голове или ножка стола, торчащая из под красивой юбки. Небольшое смещение фотоаппарата в любую сторону может устранить такого рода недостатки главное в таких ситуациях умение видеть, которое заключается в ответах на вопросы что изображено (сюжетно важная часть) и где находится (фон, антураж). Выбор фокусного расстояния объектива, точки съемки и ракурса зависят кроме всего от имеющихся в интерьере источников света, расположение которых не всегда соответствует благоприятным условиям для фотосъемки. Во время проведения работы с изображением интерьера, в кадре при определенном ракурсе, могут возникать одно или несколько окон большого или маленького размера, создавая проблемы сочетания естественного и искусственного источников света. Различные цветовые температуры и интенсивности источников света призывают фотографа к постоянному поиску решений в распределении цветовых и тоновых сочетаний. Образующиеся в интерьере перепады яркостей заставляют задуматься о выборе приоритетов контрастности и тональности снимка, грамотное использование дополнительных источников света иногда позволяет компенсировать недостатки и добиваться желаемого результата. Создаваемые или используемые световые схемы влияют на графичность изображения и требуют от фотографа знания функциональности направления световых потоков, а так же системы распределения яркостей. Установка параметров фотосъемки в зависимости от условий освещения интерьера, контрастности сюжета и предполагаемой тональности изображения будет заключаться в определении: цветового баланса (WB) изменяющего спектральную чувствительность и цветовой оттенок изображения; общей чувствительности (ISO) воздействующей на качество изображения и числовые значения экспозиции; выдержки (T,S) управляющей временем воздействия света и необходимостью использования штатива; диафрагмы (A) регулирующей количество света и влияющей на глубину резко изображаемого пространства. Перспективные и масштабные искажения, разнообразие тоновых и яркостных пятен возникающие в процессе фотосъемки вызывают необходимость использования специальных приемов, которые в свою очередь требуют от фотографа определенных навыков. Обойтись одними теоретическими знаниями в таких случаях не удается, необходим практический опыт. Каждый фотограф приспосабливается к интерьеру исходя из возможностей имеющейся у него фотоаппаратуры, осветительного оборудования и дополнительных принадлежностей. Для этого специалист должен знать об особенностях современного фотооборудования используемого при проведении различных видов фотосъемки. Грамотный выбор фотоаппаратуры значительно снижает трудоемкость процесса фотосъемки и существенно повышает качество выполняемой работы.

Вывод: при проведении фотосъемки в условиях интерьера любой сюжет, любой жанр, требуют знания технических мероприятий необходимых для выполнения работы. Решение любой творческой задачи на высоком техническом уровне предполагает умение определять и создавать условия необходимые для фотосъемки. Интерьерная фотосъемка является комбинацией естественных и искусственных условий, где фотограф должен уметь создавать их и приспосабливаться к ним, используя специальные приемы фотосъемки, соответствующее оборудование и дополнительные принадлежности.

Раздел 2. Параметры фотосъемки.

Большинство начинающих фотографов от слов «параметры фотосъемки» приходят в ужас, темы этого раздела посвящены решению этой проблемы. Для реализации творческих планов необходимо понимание происходящих технических процессов и их зависимостей. В темах этого раздела рассматриваются вопросы использования некоторых параметров фотосъемки влияющих на воплощение творческих замыслов и качество воспроизведения изображаемых сюжетов.

Тема 1: Определение выдержки.

Выдержка – это один из параметров определяющих время воздействия света на чувствительный материал, будь то пленка, бумага или матрица. Основными назначениями выдержки являются создание определенной в соответствии с эталоном оптической плотности и скорость съемки влияющей на резкость. К наиболее распространенным ошибкам, возникающим в результате не правильно выбранной выдержки можно отнести недостаточную яркость и не очень хорошую резкость изображения. Параметр, установленный автоматически, не всегда соответствует тональности творческого замысла и по этой причине требует экспозиционной коррекции, опять же вызывающей вопрос, какую ставить выдержку. Этот традиционный вопрос можно решить, лишь понимая, на что и как влияет выбранный параметр фотосъемки и в какой зависимости он находится от других параметров. ISO – величина определяющая чувствительность носителя информации к воздействию света. Чем больше числовое значение ISO, тем восприимчивей к свету матрица или пленка и это позволяет увеличивать скорость съемки. В то же время, разрешающая способность материала, то есть способность к воспроизведению мелких деталей значительно снижается, а вероятность появления зерна на пленке или шумов на матрице увеличивается. Фотографируя в нормальных естественных условиях, выбирая выдержку можно ограничиться двумя правилами:

1. Для получения нормальной оптической плотности «Числовое значение нормальной выдержки равно числовому значению ISO».

2. Для получения резкого изображения « Выдержка должна быть короче фокусного расстояния».

В этом случае и образуется взаимозависимость трех величин:

1. Фокусное расстояние используемого объектива;

2. ISO;

3. Выдержка, обеспечивающая резкость и среднюю тональность изображения.

Часто в творческой работе возникает необходимость изменения средней тональности на светлую или темную и в некоторых случаях это осуществляется за счет изменения выдержки. Во время съемки динамичных сюжетов, например: текущая вода, падающий водопад или быстро мчащийся велосипедист выдержку необходимо увеличить для получения эффекта «смазки» или уменьшить для получения эффекта «заморозки». На начальной стадии обучения часто возникает путаница со словами «уменьшить» и «увеличить», во избежание этого следует приучить язык к правильному произношению числовых значений выдержки. Например, для сравнения выдержка четыре или сто двадцать пять подразумевают секунды или минуты, а четвертая или сто двадцать пятая подразумевают доли секунд, естественно, что сто двадцать пятая выдержка в четыре раза больше чем пятисотая. Во время фотосъемки с использованием импульсных источников свет выдержка устанавливается в соответствии с конструктивными особенностями затвора фотоаппарата и называется «Выдержка синхронизации». Увеличить выдержку можно практически всегда, а уменьшить эту величину позволяет не каждый фотоаппарат. Умелое использование выдержки в сочетании постоянного и импульсного света значительно расширяет творческие возможности фотографа при работе с контрастностью изображения и объекта съемки. Кроме того использование источников света с различной цветовой температурой создает иногда очень интересные цветовые и световые сочетания. Не смотря на прогресс и более чем полутора вековое развитие фотографии выше изложенные правила продолжают работать и сейчас. Творческие замыслы иногда заставляют авторов нарушать эти правила, но требуют достаточных знаний и опыта в производимых манипуляциях с параметрами съемки. Фотограф знающий, что и как, в каких условиях он собирается снимать, всегда выбирая используемую фотоаппаратуру, обращает внимание на диапазон возможных изменений параметров, заложенных изготовителем.

Тема 2: Определение диафрагмы.

Диафрагма – еще один из определяемых параметров регулирующий количество света, воздействующее на светочувствительный материал, проще говоря, на яркость изображения. Кроме этого диафрагма оказывает существенное влияние на глубину резко изображаемого пространства. Величина диафрагмы зависит от фокусного расстояния объектива, общей чувствительности ISO и выдержки регулирующей количество времени светового воздействия. Апертура – еще одно название диафрагмы, изменение числового значения, которого приводит к изменению диаметра относительного отверстия. Относительное отверстие определят светосилу используемого объектива. Числовые значения диафрагмы представляют собой знаменатели простых дробей, числитель которых подразумевается и равен единице. Из этого вывод, чем больше число представляющее значение диафрагмы, тем меньше относительное отверстие. Уменьшение диафрагмы приводит к уменьшению яркости изображения и разрешающей способности объектива. Увеличение глубины резко изображаемого пространства при этом относительно и происходит оно за счет уменьшения кружка рассеяния, который вновь увеличивается при увеличении формата фотографии. Получив интересный качественный снимок размером 10Х15см., у человека возникает желание увеличить его и повесить на стену, но при увеличении фотоотпечатка даже до размера 20Х30см. зачастую приводит к существенному снижению качества. Очень часто по этим причинам начинающие фотографы испытывают разочарование, обвиняя лаборанта или лабораторию, в которой они заказывали печать. Увеличение диафрагмы позволяет получить резкое изображение сюжета на размытом фоне, при максимальной разрешающей способности объектива и яркости изображения. Но увеличение или уменьшение диафрагмы производится исходя от средней величины, о которой фотограф должен знать при выборе объектива. Для одних объективов величина диафрагмы 5,6 является средней, для других эта величина обозначает полностью открытую диафрагму. Какой объектив лучше? Часто задаваемый вопрос. В качестве ответа можно услышать: а что вы собираетесь снимать? У каждого объектива есть свои свойства и характеристики, использование одного и того же значения диафрагмы на разных объективах не дает одинаковых результатов и не решает вопроса: какую ставить диафрагму? Ответ на этот вопрос можно найти только опытным путем, фотографируя один и тот же сюжет при одинаковых условиях с различными значениями диафрагмы и сравнительным анализом полученных результатов. Так как в современной фотографии часто используются объективы с переменным фокусным расстоянием такую процедуру необходимо выполнить для каждого используемого фокусного расстояния или объектива, с последующим рассматриванием полученных изображений. Используя свое субъективное мнение «нравится или не нравится» выбрать для последующего использования в работе нужную диафрагму в определенных условиях с определенным фокусным расстоянием. Грамотный выбор диафрагмы необходим в любом случае. Большинство современных объективов со свойственными им характеристиками при использовании различных значений диафрагм воспроизводят отличающиеся светотеневые рисунки, и каждый автор имеет возможность представить свое субъективное мнение в отношении воспроизводимых сюжетов. Необходимо лишь четкое представление получаемого результата требующего в свою очередь опыта приобретенного во время исследовательской работы. При любой фотосъемке для получения желаемых результатов можно использовать один из двух способов:

- в одном случае фотограф приспосабливается к существующим условиям и имеющемуся у него оборудованию и фотоаппаратуре;

- в другом случае организует или создает необходимые условия, приобретает нужное оборудование и фотоаппаратуру.

Тема 3: Определение экспозиции.

Сочетание общей чувствительности (ISO), выдержки и диафрагмы собственно и называют «экспозицией» определяющей тональность изображения, которая в свою очередь влияет на психологию восприятия отображаемого декоративно художественного образа, не зависимо от его узнаваемости. Изображение, полученное в результате экспозиции, установленной усреднено между показаниями светлых и темных участков кадра, можно назвать средней тональностью. Светлой тональностью называют изображение с экспозицией, установленной по самой темной части кадра. Темная тональность подразумевает установку экспозиции по светлой части кадра. Эти факторы оказывают сильное психологическое воздействие на восприятие полученного изображения. Белоснежка, изображенная в темной тональности, скорее всего, будет вызывать чувство грусти и печали. Числовые значения выдержки и диафрагмы образуют экспозиционную пару, изменение величин в обратно пропорциональной зависимости приводит к изменению глубины резкости и скорости съемки без изменения тональности изображения. Явление это называется «Закон взаимозаменяемости» и используется в условиях нормальной освещенности. В условиях освещенности не нормальных закон не работает. Нормальной освещенностью можно назвать условия, при которых работает «правило тамба». Оно же является самым простым способом установки средней экспозиции и пониманию определения «нормальная контрастность». Правило это подразумевает установку выдержки близкой по значению ISO, а диафрагма устанавливается в зависимости от направления света:

- по направлению света f11;

- при боковом свете f8;

- против света или в тени f5,6;

дополнительные поправки:

- в закрытом пространстве f2,8;

- на открытом пространстве f22.

В репортажной фотосъемке в большинстве случаев это правило обеспечивает стабильность и оперативность, так как позволяет использовать предварительно установленную экспозицию. При постановочной фотосъемке во время работы в естественных условиях и стабильной погоде освещенность в течение дня мало изменяется. Зато из-за постоянного изменения угла и направления света контрастность светотеневого рисунка изменяется очень существенно. Возникающие интервалы яркостей вынуждают фотографа вносить поправки в экспозиционные расчеты, тональные изменения изображаемого пространства и представляемого сюжета. Для решения этих вопросов необходимо в первую очередь знание закона обратных квадратов «Яркость прямо пропорциональна площади и обратно пропорциональна квадрату расстояний», из которого следует, что изменение соотношения площадей может привести к изменению соотношения яркостей, то есть к изменению контрастности изображения. Во вторую очередь знание и использование «зонной системы» помогает в распределении яркостей в соответствии с их воспроизведением:

1 зона – абсолютно черный цвет;

2 зона – черный цвет, с каким либо цветовым оттенком;

3 зона – появление первых признаков деталей в тенях;

4 зона – хорошая проработка деталей в тенях;

5 зона – нормально воспринимаемые тени;

6 зона – эталон оптической плотности;

7 зона – нормально воспринимаемые света;

8 зона – белый цвет с хорошей деталировкой;

9 зона – последние признаки деталей в светах;

10 зона – абсолютно белый цвет;

Измерение экспозиции по «освещенности» в определенных условиях дает соответствующее распределение яркостей. Параметры съемки, установленные в соответствии с измерениями, дают возможность воспроизведения средней тональности изображения, но при изменении условий возникает необходимость делать экспозиционные поправки. Определение экспозиции по «яркости» подразумевает измерение контрастности сюжета или пространства и последующего выбора параметров, необходимых для воспроизведения предполагаемой тональности. Очень популярный вопрос «как снимать ночью?», ответ на этот вопрос может быть очень банальным «…так же как и днем». Единственно о чем надо подумать, как должна выглядеть эта ночь: как день, или как сумерки, или все-таки как ночь. Фотографируя любой сюжет, при любых условиях, нужно иметь четкое представление о том, как должна выглядеть изображаемая картина, а остальное дело техники.

Тема 4: Специальные приемы фотосъемки.

Специальные приемы это те самые секреты мастерства или волшебные слова, которые привлекают большинство начинающих фотографов. На самом деле это лишь вспомогательные приемы, компенсирующие технические недостатки. К разряду наиболее распространенных фотографических приемов можно отнести: использование светофильтров и мультиэкспозицию, панорамную фотосъемку и составление коллажей. Эти же способы фотографирования можно успешно реализовать для решения творческих задач в декоративно-художественной и прикладной фотографии.

Светофильтры в современной фотографии неоспоримо расширяют творческие возможности фотографа, а иногда и способствуют ускорению процессов получения изображения. Оправдание для не использования светофильтров, требующих при съемке нескольких секунд, может превратиться в последующую обработку кадра, которая может занять несколько часов. Нейтрально-серые фильтры предоставляют фотографу возможность изменения экспозиционных параметров на несколько ступеней для получения всякого рода размытости или изменения тональности снимка. Цветные эффектные фильтры, пропуская только свой цвет, изменяют тон и контрастные характеристики особенно в монохромном изображении. Конверсионные светофильтры позволяют снимать на одну и ту же пленку при различных цветовых балансах, регулируя оттенки цветовых сочетаний. Поляризационные фильтры, используя законы физики, влияют на цветовые и яркостные соотношения в любом жанре. Все градиентные и оттеняющие светофильтры способствуют выравниванию или усилению различных перепадов яркостей, в том числе и цветовых. Конечно же, используя программу обработки изображений можно добиться таких же результатов, но с большими потерями времени, которое можно было бы использовать для творчества.

Мультиэкспозиция это прием многократного экспонирования позволяет манипулировать контрастностью изображения в сложных световых условиях работы. Штатив в этом случае просто необходим. Без штатива можно фотографировать различные объекты, подразумевая наложение одного кадра на другой. Прием способствует развитию восприятия сопоставлений, реального видения и абстрактного воображения, требует четкого представления соотношения воспроизводимых площадей, яркостей и цветовых сочетаний. Фотограф, владеющий мультиэкспозицией, всегда видит предметное расположение в кадре.

Панорамную фотосъемку, то есть изображение, состоящее из нескольких кадров можно рассматривать как фотографический прием, используемый в случае недостаточного воспроизведения перспективы создающей ощущение пространства. Кроме того последующее соединение нескольких отдельных кадров в один, прямо пропорционально увеличивает качество изображения и возможность последующего увеличения фотографического изображения. Использование объектива с широким углом зрения не увеличивает размер кадра и воспроизводит пространство с геометрическими искажениями. В некоторых ситуациях возникает существенная неравномерность освещения, создавая огромную разницу между яркостями отдельных площадей, избежать этого недостатка, иногда удается с использованием приема панорамной фотосъемки.

Коллажи еще один творческий прием, используемый в декоративно-художественной и прикладной фотографии. Фотографируя различные сюжеты, объекты и состояния, впоследствии объединенные в одну картину, очень хорошо раскрывают изображаемые образы реальные или придуманные. Этот прием позволяет фотографировать сюжеты в различных местах и условиях, с различными масштабными и яркостными соотношениями. Единственное требование для выполнения этого фотографического приема: хорошее представление автора о том, что и как он хочет изобразить. Изучив и отработав все технические приемы, зная о результатах возможных преобразований и способах воспроизведения, фотограф может полностью посвятить время своим творческим замыслам или решению чужих творческих проблем. И тогда крылатая фраза «…снимать главное не что, а как…» приобретет определенный смысл.

Заключение.

Философское выражение: «Бытие — есть реальность, передаваемая через ощущения…» призывает фотографа к знанию четырех неразрывно связанных между собой составляющих:

1. Идея — определяющая жанр и творческое направление.

2. Композиция — создающая иллюзорность пространства.

3. Свет — задающий графичность и контрастность сюжета.

4. Экспозиция — управляющая тональностью изображения.

Методология получения удачной фотографии заключается в предварительном осмыслении сюжетов и последующем анализе полученных результатов, при определенных условиях. Такого рода действия способствуют развитию фотографического видения и технических навыков, но «…думать надо до или после съемки и никогда во время нее…». Творческие и технические аспекты выразительности кадра требуют четкого определения и понимания происходящих процессов. Умелое формирование реалистичности впечатлений всегда вызывает, какие либо ощущения возбуждает творческий интерес в любом изобразительном искусстве, в том числе декоративно-прикладной и художественной фотографии и подвластно это только настоящему профессиональному фотографу.